О России, которую стоит посмотреть, пока её не увидели туристы Печать
Автор: Владимир Нестеров   
04.06.2014 15:08


Почти каждый житель Санкт-Петербурга и Москвы скажет вам, что не раз бывал в Тверской области. Но чаще всего его знакомство с этим старинным краем проходило проездом, из окна поезда или автомобиля. При таком путешествии общее впечатление обычно складывается из однообразного сельского ландшафта средней полосы России: с унылыми деревеньками и поселками, с бесконечными лесами и болотами, с полями, зарастающими борщевиком, из-под которого все еще торчат остатки советской агроиндустрии. Виды покосившихся пятистенков, которые морально устарели еще в позапрошлом веке, не сильно украшают пейзаж, вписываясь в общую картину запустения, особенно тогда, когда любят поговорить на тему «о вымирании России».

Не избалована Тверская область и иностранными посетителями. В свое время еще советский Интурист разработал несколько хорошо понятных для иностранцев туристических брендов, работающих до сих пор, поглощая до 90% всего трафика. Ни к «Белым ночам», ни к «Золотому Кольцу», ни к чему-то еще известному и хорошо разрекламированному тогда еще город Калинин с областью не подключили, и он до сих пор остается вне основных туристических потоков. Несомненно, в этом есть свой громадный плюс, поскольку остается время для отличной возможности спокойно и без суеты осмотреть достопримечательности древней и прекрасной земли, предельно насыщенной историей, которой с избытком хватит на любое европейское государство средних размеров.

А посмотреть здесь действительно есть на что. Благодаря возможности предоставленной редактором «Тверских Ведомостей» Игорем Богатырёвым, удалось за несколько дней буквально галопом объехать несколько замечательных малых русских городов, о чьем существовании все знают из школьных учебников истории, но в которых мало кто бывал.

 

Торжок

В основном известен как город, в котором остановилось монголо-татарское нашествие. Было это в 1238 году. От старой новгородской крепости остались несколько хорошо заметных в городе рвов и валов. Очень живописный и приятный для отдыха город, полностью обойденный массовым туристом.

Основное градообразующее предприятие города – «ПожТехника» - завод по производству средств пожаротушения. В силу своей специфики, а также умелого руководства данное производство имеет устойчивый заказ, что позволяет тянуть на себе всю инфраструктуру города, которая в целом выглядит весьма пристойно.

Сейчас трудно себе представить, что все имеющиеся в городе церкви, когда-то были заполнены прихожанами. Особенно, если учесть, что в момент своего расцвета, когда они массово возводились, все население Торжка едва ли дотягивало до пяти тысяч человек. Плотность храмов на единицу площади городской застройки здесь, пожалуй, одна из самых наивысших не только в России, но, возможно, и в Европе.

За последние двадцать лет множество этих «культовых учреждений» приведено в надлежащий вид. На многих и сейчас ведутся работы. В основном это значимые объекты в монастырях,входящие в некие архитектурные ансамбли. Но еще больше церквей, разбросанных по городу, только ждут своего часа.

В целом такая картина характерна для всей исторической России. Восстановить их полностью – задача сложнее, чем заново отстроить целый город, как было ранее в СССР. Где, например, без особого напряжения, почти с нуля, на закате Советской Империи был отстроен полумиллионный город Набережные Челны. К тому же, уже сейчас ясно, что сами по себе, даже полностью отстроенные церкви, независимо экономически существовать не смогут. Торжок не город, где расположены приходы миллионеров, а только поддержание того, что уже восстановлено, будет поглощать из года в год не малые средства.

Возможно, есть смысл оставить все как есть, залатав только самые наглядные дыры. Вполне себе интересным туристическим объектом может стать, например, церковь, полностью трансформированная в жилой дом. Это строение и сейчас имеет все признаки храма – колокольню, купола, и так далее. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что это трехэтажный жилой многоквартирный дом, с магазинами, лоджиями и бытовками.

Тверь

Бывший город советский город Калинин, а ныне, как и раньше, Тверь, когда то был полноценной столицей независимого Великого Княжества Тверского. Независимого настолько, что имел, в отличии, скажем, от Украины и Белоруссии того периода, все атрибуты настоящего государства, включая дипломатическое признание и собственную валютную систему.

Впоследствии Тверь фатально проиграла свое соревнование с Москвой за лидерство в Русском Мире, что и предопределило всю ее дальнейшую судьбу. О былом величии здесь напоминают поставленные памятники местным «борцам за независимость» Великому Князю Михаилу Ярославичу и «залегендированному» под купца дипломату Афанасию Никитину.

Как и многие областные центры, Тверь не была рассчитана на появление у населения такого количества автотранспорта. Заторы на улицах здесь вполне сопоставимы с московскими. Вечером в пятницу пришлось отстоять больше часа по направлению на не самую оживленную Бежецкую трассу.

Власти города видят выход в строительстве нового моста через Волгу и расширению существующих дорог. Такой подход во многом отражает устаревший взгляд на городскую среду, поскольку во всем мире уже давно уровень развития того или иного мегаполиса оценивают по уровню развития в нем общественного электро-транспорта и наличия велосипедных дорожек. В Твери же, похоже, как и везде по России, трамваи доживают свой последний век. Забитые припаркованным автохламом тверские магистрали не сильно способствуют осмотру достопримечательностей, а неудержимая рекламная компания в стиле 90-х, делает общее восприятие города полностью невозможным. Иногда из-за растяжек, рекламных тумб, просто объявлений сложно угадать красоту того или иного здания или улицы, разглядеть какую-то перспективу.

 

В свое время с этой проблемой столкнулись и власти Петербурга. Тогда для расчистки основных магистралей города, таких как Каменноостровский или Невский проспект, понадобились поистине революционные методы. Несмотря на всяческие разрешения, лицензии и прочий ворох предоставляемых бумаг, коммунальные службы настойчиво, день за днем ликвидировалирекламу и ее агрессивные носители. Реклама появлялась вновь и вновь, коммунальщики работали буквально под физической охраной стражей порядка, но сражение за чистоту центральных улиц города выиграли именно они.

То же касается и бесконечных автопарковок. Сегодня оставленная на Невском проспекте машина простоит не более 5 минут. Может и администрации Твери использовать такой эффективный метод?!

Старица

Стараниями местных энтузиастов, главным образом в лице весьма энергичного главы района Сергея Журавлева и бывшего губернатора Дмитрия Зеленина, данный район по чистоте и ухоженности уже давно обогнал Латвию и сейчас находится где-то на уровне сельской Эстонии. Лучшее место, где можно бюджетно остановится - Свято-Успенский монастырь. Там-же можно прекрасно перекусить. Правда еда будет, скорее всего, без мяса, но зато очень вкусна и разнообразна.

Упомянутый выше монастырь находится на берегу Волги и полностью отреставрирован. Если сравнить его современные фотографии сделанные с противоположного берега реки, с того самого места, с которого более 100 лет назад фотографировал знаменитый Прокудин-Горский, то сложно найти сколько-нибудь существенных отличий. Пасторальные виды здесь полностью сохранены и умело законсервированы.

Сейчас администрация города нашла деньги и уже приступила к масштабной реставрации другого церковно-бытового комплекса, находящегося на противоположном берегу. Впереди воссоздания не только храмов, но и масштабного Постоялого двора, пристани, улиц ХVII века и много чего другого. Будет проложен и оборудован соответствующей инфраструктурой туристический маршрут по Старицким катакомбам – искусственным многокилометровым пещерам, местам выработки известняка.

Не хочется обидеть жителей города Углич, но, по сравнению с ним, в Старице намного больше исторических и архитектурных объектов. Что не скажешь о посетителях. За несколько дней пребывания в нём на стоянке было замечено пару автобусов с московскими номерами и с десяток легковых автомашин оттуда же.

Еще раз стоит повториться, что это скорее плюс, чем минус, т.к. еще остается возможность все как следует осмотреть, пока город не окажется рано или поздно полностью «затуристичен». Здесь же, не подоплёку в селе Рясня находится Музей Адмирала Корнилова. Создан по инициативе бывшего председателя колхоза Александра Яковлевича Волнухина, который ныне и является его директором.

Экскурсия в его исполнении, как минимум обязательна. Директор не просто способен качественно и профессионально рассказать об изучаемом им предмете, но и полностью погружен и влюблен в свое дело, что немаловажно.

Зубцов

Другой, не менее древний город Тверской губернии с населением в 7000 человек, получил недавно свое второе дыхание из-за относительной близости к Москве.

Теперь он развивается в основном как дачное место. Летом население района увеличивается почти в три раза. В этой связи его начинают преследовать новые беды современной России – обилие оставляемого мусора и глухие многокилометровые заборы частных владений. И если с первой бедой власти города научилась эффективно бороться – город чистый и ухоженный, то со второй административного ресурса уже не хватает.

Последнее очень сильно раздражает местных жителей, привыкших купаться, ловить рыбу и ходить теми же дорогами, что и их предки. Наверное, рано или поздно источник данного социального напряжения на селе будет так или иначе ликвидирован, ведь как показывает практика, высокий глухой забор вовсе не является гарантией безопасности, а скорее наоборот. Обитатели строений за глухими многометровыми заборами должны сами понять, что если они стремятся жить, «как в Европе», о которой они так много говорят и в которую они так часто любят ездить, то в своей повседневной жизни надо корректно относиться не только к своим начальникам, но и ко всем окружающим тоже. Ведь забор это не только мода, недавно пришедшая в Россию из какой-нибудь Бухары, но и яркий показатель неуважения ко всем тем, кто находится по его другую сторону.

И поскольку многометровое заграждение уродует природу и ворует часть пространства у всех без исключения жителей, Верховный Суд Финляндии, например, полностью запретил их строительство.

Почему он сделал это только сейчас? Ответ очень прост: разбогатевшие граждане России недавно массово хлынувшие в эту страну, при покупке землевладения с трудом расставались с дурными привычками...

Калязин

Основным брендом города Калязин является часть Никольского собора, сохранившаяся на небольшом острове посреди реки. В этом году, в связи с малоснежной зимой, в апреле Волга обмелела настолько, что до колокольни можно было дойти пешком. Вскрылись старые мостовые и остатки города. На короткий срок Калязин стал Меккой для кладоискателей, а местный музей значительно расширил свои фонды.

Основная часть города была затоплена при строительстве Углического водохранилища еще в 1940 году. Под воду ушла значительный кусок территории старого города, включая все основные памятники истории и архитектуры. Местные экскурсоводы по этому поводу говорят, что сам город и то, что с ним случилось, является как бы символом старой ушедшей от нас России.Другой, не менее знаменитой достопримечательностью Калязина, является огромный вращающийся радиотелескоп, расположенный неподалеку от города. Таких в России всего два, а в мире не более 10. Принадлежит он РАН, предназначен для исследования дальнего космоса и был построен в самом конце 80-х, когда на науку еще денег не жалели. Советская эпоха как бы застыла в нём, это сильно ощущается при его посещении.

За годы своего существования уникальный телескоп знавал разные времена. В 90-е годы весь его персонал состоял из двух лиц: главного специалиста и уборщицы. Лишь чудом удалось его отстоять от разграбления бандами мародёров и охотников за цветными металлами. Сейчас времена изменились: в лабораториях стоит современное оборудование, сделан ремонт, появилось кое-какое финансирование.

Удалось подняться на его самую верхнюю точку – это 68 метров. Стоит ли говорить, что это один из незабываемых видов в моей жизни!

…Несмотря на выходные глава района Константин Геннадьевич Ильин оказался на своем рабочем месте. Это грамотный, весьма эрудированный и ответственный руководитель. Он из этих мест, сам живет в деревне, и выезжает за пределы района только по неотложным делам. Много лет проработал на одном и том же месте, знает город, как свои пять пальцев, и легко оперирует любыми цифрами, которые касаются вверенного ему района.

Впечатления при первом знакомстве обычно самые верные, поэтому показалось, что главное достоинство такого рода руководителей это неиссякаемый оптимизм с верой в будущее не только родного города, но и всей России.

В.В. Нестеров

Партнёры блог-тура: 
Тверской гастропаб "Вкус и цвет"
Тверское представительство ОАО "Ростелеком"

Администрация Калязинского района Тверской области
"Тверские ведомости" - информационный партнёр 
"Бизнес Информ" - юридический партнёр

Организаторы блог-тура: 
НКО ЧУ РИЖТ "Портал"
Правительство Тверской области

Обновлено 04.06.2014 15:13