Home №5 РОД-РУДРА POДHOЙ БОГ АРИЕВ - ВЕДИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ О РОДЕ-РУДРЕ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

No images

Полезные ссылки


Северная Корея

РОД-РУДРА POДHOЙ БОГ АРИЕВ - ВЕДИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ О РОДЕ-РУДРЕ PDF Печать E-mail
Автор: Свами Садашивачарья   
27.03.2011 20:46
Индекс материала
РОД-РУДРА POДHOЙ БОГ АРИЕВ
ИНКЛЮЗИВНЫЙ МОНОТЕИЗМ
РЕЛИГИЯ ШИВЫ
ОТ ИНДУССКОГО ШИВАИЗМА К РУССКОМУ РУДРАИЗМУ
КТО НАМ РОДНЕЕ: РОД-РУДРА ИЛИ ЯХВЕ-САВАОФ?
ВЕДИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ О РОДЕ-РУДРЕ
ЕДИНСТВО В РОДЕ
Все страницы

 

ВЕДИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ О РОДЕ-РУДРЕ

Ригведа (7.46.1) возглашает: «Воз­несите эти хвалебные гимны Рудре, Са­мовластному Богу с натянутым луком, с быстролетящей стрелой, Неодолимо­му, одолевающему всех, Создателю с разящим оружием! Да услышит Он нас!». В другом гимне Ригведы (1.114.6-7) звучит такая восторженная молит­ва Рудре: «Эта речь, что слаще слад­кого, возглашается для Отца Марутов, для могучего Рудры. Даруй нам, о Бессмертный, пищу смертных! Сми­луйся над нами, над нашими детьми и нашими внуками!». Весьма интересен 33-й гимн 2-й мандолы Ригведы, в ко­тором к Рудре обращаются как к выс­шему Целителю, воспевают «Того, Кто дает много, истинного Господа», име­нуют Его «Владыкой этого необъят­ного мира», просят изгнать прочь не­нависть, болезни и нужду, уничтожить «все мерзкое», в т.ч. и «повреждения, насылаемые другими богами», пото­му что, как восклицает гимн, «нет, ни­кого, о Рудра, сильнее Тебя!» Кроме того, данный гимн содержит слова, молящие простить грех лицемерного поклонения и одновременного при­зыва Рудры и других богов (Ригведа, 2.33.4): «Мы не хотим прогневать Тебя, о Рудра, ни лицемерным поклонением, ни плохой хвалой, о Бык, ни совмест­ным призывом [других богов]!».

Нашлись ученые, которые данное место Ригведы истолковывают как доказательство своих предположе­ний о «неарийском» происхождении культа Рудры. Они ссылаются на то, что Рудру в ведические времена по­читали особым образом, отдельно от прочих богов. На основании этого де­лается вывод: Рудра, мол, «неарийс­кое божество», лишь позднее “вклю­ченное ариями в ведический пантеон. На самом же деле Рудру, как Верхов­ного Бога, ведические арии призыва­ли лишь в особо важных случаях, ког­да другие божества были бессильны помочь. Ради пустячных просьб Руд­ру не беспокоили, ибо это было бы оскорблением. В повседневной жиз­ни обычно молились и приносили жертвы более второстепенным богам — Индре, Агни, Варуне, Соме, Вишну, Савитару, Вайю и другим. Вот почему большинство гимнов Вед посвящено именно этим богам. Нередко во вре­мя жертвоприношений призывали всех богов сразу, поэтому в Ведах много гимнов, адресованных «всем богам». Но если возникала потреб­ность призвать Рудру, то в обраще­нии к младшим божествам необходи­мость пропадала. Более того, призыв каких-либо второстепенных богов одновременно с почитанием Велико­го Бога-Отца был бы оскорблением, фактическим неверием во всемогуще­ство Рудры. Вот почему в ведических молитвах Рудру молят простить подобный грех, совершенный наме­ренно или по неведению.

Если в Ригведе Рудре посвящено только несколько гимнов (зато ка­кими словами к Нему в этих гимнах обращаются!) и о первоверховенстве Рудры над прочими богами прямо не говорится, то Атхарваведа и, особен­но, Яджурведа на этот счет уже не ос­тавляют никаких сомнений. В Атхар­ваведе (7.87) воспевается вездесущая природа Рудры : «Рудре, Который в огне, Который в водах, Который про­ник во все травы, во все растения, Который объял Собой все эти вещи — Тому Рудре да будет поклонение!». В другом гимне Атхарваведы (11.2.15-16) говорится : «Да будет поклоне­ние Тебе приходящему, да будет по­клонение Тебе уходящему прочь! По­клонение Тебе, о Рудра, стоящему, си­дящему Тебе да будет поклонение! Поклонение вечером, поклонение ут­ром, поклонение ночью, поклонение днем — Сущему и Губящему Тебе я совершаю поклонение!».

Вся 15-я книга Атхарваведы по­священа прославлению Рудры в об­разе Вратьи, гигантского Космичес­кого Существа. В гимнах этой книги, написанных сложным мистическим языком, непонятным для непосвящен­ного, Вратья откровенно провозгла­шается величайшим и всеобъемлющим Божественным Сверхсуществом, вме­щающим в Себя всех богов как Свои составные части. В первом гимне этой книги говорится : «Существовал вна­чале один лишь Вратья. Проявив Себя, Он пробудил к существованию Праджапати. Он, Праджапати, узрел в себе Золотой Зародыш и породил Его. Тот стал Единым, Тот стал Звездоподобным, Тот стал Великим, Тот стал Глав­ным, Тот стал Брахманом, Тот стал Ис­тиной, Тот воспылал страстью и бла­годаря этому обрел потомство. Он увеличился, Он стал огромным, Он стал Великим Богом. Он обрел господ­ство над богами. Он стал Господом. Он стал единственным Вратьей, он взял Себе лук, что был луком Индры. Иссиня-черен Его живот, красна Его спина. Иссиня-черным Он окутывает враждебного, красным Он поражает того, кто ненавидит Его, — так говорят познавшие Брахмана». В 7-ом гимне (ст. 5-й) о Всевышнем Рудре как о конечном объекте всех религиозных устремлений поклоняющегося говорит­ся: «Его достигает вера, Его достигает жертва. Его достигает мир, Его дости­гает пища. Его достигает поедатель пищи, ведающий это».

Важнейшие из мантр и гимнов, свя­занных с почитанием непосредственно Самого Рудры как Верховного Гос­пода, приводятся в Яджурведе. Так, в Яджурведе (Ваджасанейи-самхита, 3.60) дана знаменитая Махамритьюньджая-мантра («Мантра Великого Победи­теля смерти»): «Почитаю Трьямбаку (Рудру), Благоуханного, Несущего про­цветание! Да избавит Он меня от оков смерти и страдания ради бессмертия!» Махамритьюньджая-мантра счита­ется весьма могущественной мантрой. Ее повторяют во время болезни или смертельной опасности, а также в на­дежде на окончательное освобожде­ние от страданий. Это также молитва о полном избавлении от цикла пере­рождений.

Но самые важным в Ведах текстом, посвященном Рудре, несомненно явля­ется знаменитая «Шатарудрия» («Гимн Ста Рудрам»), входящая в со­став Яджурведы и находящаяся как раз в самой сердцевине всего ведического канона из четырех Вед. Сто Рудр — собирательное обозначение Единства в многообразии, Единого и одновременно бесконечно проявля­ющего Себя в различных формах Все­вышнего Бога. «Шатарудрия» отли­чается не только изысканным поэти­ческим языком, но и является важным мистическим текстом, называемым «Рудропанишад» («Тайноучение Рудры») или просто «Рудрам». Именно в этом величественном гимне впервые в Ведах упомянута пятислоговая мантра «Намах Шивайя», главная мантра Рудры-Шивы в Ведах, важнейшая мо­литвенная формула шиваизма.

В «Вайю-пуране», одном из поздних шиваитских писаний, о значении «Шатарудрии» говорится: «Лучшее Знание — Окровение (т.е. Веды), в От­кровении — одиннадцатеричный гимн Рудре (т.е. «Шатарудрия»), в нем — мантра из пяти слогов, в ней же — два слога: Шива».

В «Кайвалья Упанишад» (ст.24-25) о значении «Шатарудрии» сказано: «Кто читает «Шатарудрию», тот стано­вится очищенным... Пусть же возвысив­шийся чад стадиями жизни постоянно или однократно [в день] читает этот гимн — благодаря этому он достигнет знания, уничтожающего океан круговоpoтa бытия. Потому, зная это, он дости­гает состояния высшего единства, дос­тигает состояния высшего единства». В великом эпосе «Махабхарате» (Дронапарва, гл.173) мудрец Вьяса, состави­тель священных текстов, наставляя вои­на Арджуну, рассказывает ему о зна­чении почитания Шивы: «Предайся всецело Тому Богу, изначальному Ис­точнику всего сущего, Владыке вселен­ной, Махадэве, величайшему Духу, един­ственному Господу, приносящему бла­го, трехокому и могучерукому, именуе­мому Рудрой! ...Ибо нет существа в трех мирах, равного Ему! ... Те люди в этом мире и те другие, что стремятся достичь небес, — все те, кто преданно почитает дающего дары, божественно­го и благостного Рудру, Супруга Боги­ни Умы, — обретают счастье на этом свете, а потом отправляются в высочай­ший путь... Ни боги, ни асуры, ни гандхарвы, ни ракшасы, ни даже те аскеты, что скрываются в пещерах, не могут пре­успевать спокойно, когда Он разгневан... Он — Един, и Он множественен, Он сто­кратен и тысячекратен, и Он — стоты­сячекратен. Таков Великий Бог, не име­ющий рождения... Господство, что встречается у Индры и среди других богов, на самом деле принадлежит Ему... В Ведах превосходный гимн «Шата­рудрия» воспевается в честь Того про­славленного Бога, носящего имя Бес­конечный Рудра. Тот Бог — Владыка всех желаний, как небесных, так и чело­веческих... Мудрецы и боги, гандхарвы и апсары всегда поклоняются Его Лингаму... Когда великий Господь так по­читается, Он Сам испытывает удовлет­ворение... Кто поклоняется любому Его образу или почитает Его Лингам, тот по­стоянно достигает, благодаря такому поклонению, великого благополучия... Гимн, сообщенный Ведами и названный «Шатарудрия» в честь того Бога бо­гов, — дарующий богатство, славу и долгую жизнь, тот священный хвалеб­ный гимн..., способствующий достиже­нию любой цели, является священным, уничтожает все грехи, способен устра­нять все прегрешения и рассеивать вся­кое горе и страх. Человек, который все­гда слушает его, побеждает всех своих врагов и высоко чтится в мире Рудры. Тот человек, что постоянно и усердно читает и слушает этот дивный и благо­приятный гимн «Шатарудрия», относя­щийся к сражению и обращенный к про­славленному Богу, тот среди людей, кто с преданностью чтит Того Владыку вселенной, — обретает все наивысшие предметы желаний, если Трехокий бы­вает им доволен.»

Весьма превозносится Шива не только в Ведах и «Махабхарате», но практически во всех священных писа­ниях индуизма — в Упанишадах, Пуранах и особенно в Агамах (Тантрах). Везде в этих писаниях Шива неизмен­но высоко превозносится и прямо провозглашается Всевышним Богом, почитание Которого является залогом земного благополучия и конечного спасения души. Как видим, главные пер­воисточники сведений о религии древних ариев — Веды и опирающиеся на их авторитет более поздние индуистс­кие писания — однозначно свидетель­ствуют о том, что Рудра (Шива) — не только изначально ведический Бог, но и, более того, Бог богов древневедического пантеона.

 



Обновлено 09.07.2011 16:11
 
 

Исторический журнал Наследие предков

No images

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100