Home №16 ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И КОЧЕВНИКИ - ЛЮДИ ИМПЕРСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Книги

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

ББК63.3(2)4+71 А 88

Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского государственного университета

Рецензенты: Л.М. Мосолова, доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И. Герцена; З.Д. Ильина, доктор исторических наук, профессор КСХА

А 88 Арцыбашева Т.Н. Русь-Росия-Московия: от хакана до го­сударя: Культурогенез средневекового общества Центральной Рос­сии. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -193 с.

ISBN 5-88313-398-3

Книга представляет собой монографическое исследование этно­культурного и социально-государственного становления Руси-России, происходившего в эпоху средневековья в центре Восточно-Европейской равнины - в пределах нынешней территории Централь­ной России. Автор особое внимание уделяет основным этапам фор­мирования историко-культурного пространства, факторам и циклам культурогенеза, особенностям генезиса этнической структуры и типа ментальности, характеру и вектору развития хозяйственно-экономической и социально-религиозной жизни, процессам духовно-художественного созревания региональной отечественной культуры в самый значимый период ее самоопределения.

Издание предназначено преподавателям, студентам и учащимся профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, краеведам, историкам, культурологам и массовому читателю, инте­ресующемуся историей и культурой Отечества. На первой странице обложки - коллаж с использованием прославлен­ных русских святынь: Владимирской, Смоленской, Рязанской, Федоровской и Курской Богородичных икон.

На последней странице обложки - миниа­тюра лицевого летописного свода XVI в. (том Остермановский П., л.58 об.): «Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с ордой Мамая».

© Арцыбашева Т.Н., 2003

© Курский государственный университет, 2003

 

Русь-Росия-Московия: от хакана до государя. Культурогенез средневекового общества Центральной России

Журнал «Ориентация»

No images

Показ ленты новостей

URL ленты не указан.

Полезные ссылки


Северная Корея
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И КОЧЕВНИКИ - ЛЮДИ ИМПЕРСКИХ ПРОСТРАНСТВ PDF Печать E-mail
Автор: Александр Елисеев   
11.07.2010 13:01
Индекс материала
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И КОЧЕВНИКИ
ЛЮДИ ИМПЕРСКИХ ПРОСТРАНСТВ
АГЕНТЫ ХАОСА
ОБОЛГАННЫЙ КАИН
ДИАЛЕКТИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ
ФОРПОСТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Все страницы


ЛЮДИ ИМПЕРСКИХ ПРОСТРАНСТВ

«Земледелец», как уже отмечалось, ориентируется на Порядок. Он преодолевает хаос, пытается усилить бытийность мира, возделать его как сад, как поле. Уподобляясь Богу-Творцу (описываемому в традиционной метафизике как Чистое Бытие), который созидает из добытийного хаоса первоматерии оформленные «вещи», земледелец преображает пространство, что выражается не только (и даже не столько) в занятии аграрным хозяйством. Земледельцы возделывают землю как планету, организуя ее простор в грандиозные империи, противостоящие хаотической дикости варварского мира. Здесь наблюдается потрясающий, по своей сакральной мощи, символизм - вертикальный имперский Принцип (персонифицированный обычно в фигуре Императора, подобного Богу) подчиняет себе горизонтальную поверхность земли (образ тварной реальности), как бы образуя Крест, отождествляемый в метафизике с Мировым Древом - Нетварной Осью, пронизывающей миры и открывающей им доступ к «небу небес».

 

Происходит воспроизведение процесса сотворения мира, осуществляется задействование изначальных космогонических архетипов. Мир творится заново, изживает свою хаотичность, пронизывается лучезарным светом имперского порядка. Можно сказать, что мир становится настоящим миром, «Римом» (интересно отметить обратное прочтение слова «мир» в русском языке «Рим»), иерархически устроенным и строго очерченным целым. М.Элиаде писал по этому поводу следующее: «Идет ли речь о возделывании целинных земель или о завоевании и занятии территорий, населенных «иными» человеческими существами, ритуал овладения в любом случае должен повторять космогонию. С точки зрения древних обществ, все, что не является «нашим миром», еще не «мир». «Своей» территория становится лишь после ее «сотворения» заново, т.е. освящения. Это религиозное поведение по отношению к неизведанным землям…просуществовало вплоть до начала современной истории. Испанские и португальские «конквистадоры» захватывали во имя Иисуса Христа открытые и покоренные ими земли. Возведением Креста они освящали местность, придавая ей этим актом как бы «новое рождение»: «Кто во Христе, то новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17). Вновь открытые страны были «обновлены», «вновь сотворены» Крестом». Сюда нужно только добавить, что «творит» эти земли, в первую очередь, Властелин, Вождь, Император - символ великой, неподвижной, нетварной «Оси» («Древа»), вокруг которой вращается изменчивый тварный мир.

«Земледелец» четко фиксирует себя в пространстве, покоренная и преображенная земля становится для него священной, воспринимается как мать - супруга богоизбранного Отца - Императора (вспомним : «Царь-батюшка, Россия - матушка, а мы - их дети»). Он исповедует (именно исповедует!) территориальный, имперский патриотизм, который, впрочем, сочетается (в нормальных условиях) с племенным национализмом Крови - родная земля пропитана кровью сородичей, павших в бою за величие и свободу расы.

В земледельческих, оседлых сообществах наиболее полно реализуется принцип классической, традиционной, т.е. максимально соответствующей Порядку и гармонии, иерархии, предполагающей господство земельной аристократии. В высшей степени характерно, что индоарийское слово «кшатрий» (аристократ», «воин» - ср. с «кшатра» - «сила», «мощь») этимологически связано с такими словами как «кшетра» («поле») и «кшатрам» («надел, полученный воином»). Поле (объект земледелия) очень часто выступает как пространство, где происходили величайшие сражения - мифические (Идавель-поле, Курукшетра) и исторические (Куликовская битва, Косово поле). Для нас, русских, особенным символизмом обладает Куликово поле, на котором славяне-земледельцы одержали первую и решающую победу над кочевниками-монголами. Обращает внимание, что Куликово поле находится в Тульской области, ведь Туле - имя священной арийской страны.

Земледельческие сообщества всегда отличаются эстетической насыщенностью, возникающей за счет присущего им социокультурного многообразия. Это сложнейшие организмы, в которых аристократы-землевладельцы, соратники «хозяина всей земли» - Царя - управляют традиционным коллективом мелких землевладельцев и каждая часть такой системы символизирует покорение и преображение пространств.

Земледельческая цивилизация характеризуется высочайшим уровнем развития ремесел и промышленности. Эти виды хозяйственной деятельности, по сути, являются производительной переработкой земли, вернее сокрытых в ней богатств и произрастающих из нее растений. В высокоразвитых сообществах земледельцев, организованных в империи, возникают и стремительно расширяются самые передовые области - города - центры ремесленного, а в последующем и промышленного производства. Если империи отгорожены от варваров или враждебных империй (те и другие символизируют Хаос), то города как бы являют собой империю в империи - «упорядоченный порядок», отгороженный (ср. «город» - «отгородить») от менее развитых областей. Поразительно, но слово «город» теснейшим образом связано с растительной, земледельческой тематикой, а через нее и с тематикой мистической, сакральной. Тут нужно сопоставить два слова - «город» и «сад». «Эквивалентность образов «сада» и «города», - пишет С.С.Аверинцев, - для архаичного мышления выражена уже в языке (слав. град означало и «город» и «сад, огород», ср. градарь, «садовник», вертоград, немецкое Garten, «сад»). Они эквивалентны как образы пространства «отовсюду отгороженного»…и постольку умиротворенного, укрытого, упорядоченного и украшенного, обжитого и дружественного человеку - в противоположность «тьме внешней» (Матф. 22, 13), лежащему за стенами хаосу…».

 

Для земледельца характерно также гармоническое восприятие действительности, стремление отразить ее в произведениях искусства. Будучи устремлен к Бытию, он лучше выделяет структурность мира, его оформленность, пропорциональность соотношения различных частей. Особенно великолепно воспринимается им структурность пространства, протяженность различных предметов, поэтому лучше всего земледелец реализует себя в области изобразительного искусства. Однако, он не чужд музыки и поэзии - здесь такую же важную роль играет чувство гармонии и формы.



Обновлено 11.07.2010 13:17
 
 

Исторический журнал Наследие предков

No images

Полезные ссылки

Фоторепортажи

Фоторепортаж с концерта в католическом костеле на Малой Грузинской улице

cost

 
Фоторепортаж с фестиваля «НОВЫЙ ЗВУК-2»

otkr

 
Фоторепортаж с фестиваля НОВЫЙ ЗВУК. ШАГ ПЕРВЫЙ

otkr

 
Яндекс.Метрика

Rambler's Top100